kochina.jpg

руководитель центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций

Кочина
Татьяна
Владимировна


тел. (3842) 77-88-12
e-mail: cospk@kuztpp.ru

>> Единый региональный электронный реестр образовательных программ СПО

ЧТО ТАКОЕ профессионально-общественная аккредитация?

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.

Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении.

Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования, то есть профессиональные качества выпускников учебного заведения.

Порядок профессионально-общественной аккредитации, ее формы и методы оценки устанавливаются проводящими эту процедуру работодателями или уполномоченной ими организацией. При этом проведение профессионально-общественной аккредитации должно носить открытый характер, должна быть доступна информация о порядке ее проведения.

Сведения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.

ЧТО НЕОБХОДИМО ОЦЕНИВАТЬ в ходе профессионально-общественной аккредитации?

Во-первых, как компоненты программы — ее содержание, дизайн, технологии — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций.

А также могут оцениваться такие группы показателей как:

  • признание компетентностной модели выпускника рынком труда;

  • удовлетворенность результатами обучения работодателей и выпускников;

  • востребованность выпускников региональным (и/или федеральным) рынком труда;

  • стратегия развития программы, соответствие структуры и содержания программы потребностям рынка труда;

  • соответствие документов, регламентирующих организацию и проведение образовательной программы, компетентностной модели выпускника;

  • учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ профессионально-общественной аккредитации:

Дать независимую объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе на основании показателей, не учитывающихся при государственной аккредитации, и основывающихся на анализе востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей, профессиональным стандартам, а также выявлении лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

ОСОБЕННОСТИ профессионально-общественной аккредитации:

Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.

Многосубъектность проведения оценки. В состав аккредитационной комиссии и экспертного совета по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.

Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации:

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:

  • размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;

  • использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество;

  • предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.

Работодатели получают возможность:

  • экономить средства на подготовку и переподготовку кадров;

  • формировать компетентностую модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса;
  • способствовать ликвидации дефицита кадров;

  • формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.

СРОКИ И СТОИМОСТЬ проведения аккредитации

Процедура профессионально-общественной аккредитации проводится в течение 8-9 недель и включает:

ознакомление организации, осуществляющей образовательную деятельность, с документами, регламентирующими порядок проведение аккредитации (за 1-2 недели) до начала процедуры;

  • самообследование профессиональной образовательной программы (до 21 рабочего дня);

  • очный аудит профессиональной образовательной программы членами экспертной комиссии на площадке образовательного учреждения, встреча членов экспертной комиссии с выпускниками, работодателями, преподавателями и студентами образовательной организации (до 3 дней);

  • подготовка заключения экспертной комиссии (3 недели);

  • рассмотрение заключения экспертной комиссии образовательной организацией, при необходимости направление возражений, уточнений (1 неделя);

  • анализ заключения экспертной комиссии и принятие решения Аккредитационным советом (20 дней).



Перейти к услугам